сайт учителя русского языка и литературы Скороходовой Елены Николаевны
жизненный девиз: «Помогая другому взобраться на гору, вы и сами приближаетесь к вершине»
Воспитательная работа | Февраль 01, 2011,21:24
Субкультура – опасность или развлечение?
Путь к пониманию подростка.
Если большинство подростков упорно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Разобравшись в ценности субкультуры для учеников, педагог сможет помочь и родителям найти общий язык со своими детьми.
Подростковый кризис
Подросток переживает кризисное состояние и проверяет на прочность царящие в мире ценности. Но общество всегда искало защитные механизмы от бурной энергии молодого поколения. В античной Греции молодежь отправляли завоевывать новые колонии, в Англии XVII–XVIII веков снаряжали корабли в Вест-Индию; в России «недорослей» везли учиться в Европу; в Советском Союзе молодежь поднимала целину, строила БАМ.
Такое отношение к подростковой энергии нашло отражение в народной мудрости, в русских народных сказках. Что делали с подросшим молодым человеком? Подрос – отправляли в тридесятое царство, за тридевять земель дракона бить, в дальнем лесу сражаться. Давали клубочек и говорили: «Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Юноша должен был с чудищем сразиться, в чужом лесу дракона победить, пройти через испытания для позитивной переработки избытка своей молодой энергии, а потом вернуться и начать царствовать, детей рожать, «жить-поживать и добра наживать». Социальная миграция молодого поколения, в той или иной форме, поощрялась всеми культурами, иначе молодая удаль могла сокрушить старые стены, «молодое вино разрывает старые мехи, в которое оно налито».
Линия эпатажа присуща юношеству в силу его природы, так как молодые не хотят быть похожими на взрослых, им больше нравятся отличия (это уже психологическая закономерность), отсюда поведение, нарушающее общепринятые нормы. В биографии многих выдающихся людей есть экстравагантные поступки. Будущий декабрист Лунин на спор с товарищами голый скакал на коне по Невскому проспекту. Сегодня панкующие молодые люди с «ирокезами» на головах и железными шипами на ошейниках несутся по тем же магистралям на мотоциклах. Действует тот же механизм: шокировать публику, вызвать бурную реакцию, удивить, показать себя.
По-прежнему для подростков, как и во все времена, важны вопросы: «кто я?» (попытка определить свою социальную сущность) и «какой я?» (поиск психологической сущности). В подростковом возрасте человек встает в позицию наблюдателя по отношению к себе, часто видит много противоречивого. Ответ на главные вопросы невозможен без углубленного самоанализа (если его нет, то можно говорить о задержке личностного развития).
Еще один важный элемент роста самосознания – принятие себя, удовлетворение собой как личностью. Его можно достичь через самоутверждение, которое бывает социально ценным, социально приемлемым или, наоборот, асоциальным. Подростку необходимо утвердить себя в поведении (через право решать), в эмоциональной жизни (через право выбирать привязанности), в морально-ценностной сфере (через право на собственный взгляд). После детства, с его ограничением свободы, у юности очень много свободы: нет собственной семьи, постоянной работы, жизненного опыта, но есть ощущение уникальности, неповторимости и бесконечности своей жизни.
Человек выходит в мир, но еще не знает, как в нем себя вести. Можно попробовать многие роли. «Пробующее поведение» – фактически вынужденная форма существования, которая влечет за собой много опасностей (алкоголь, наркотики, другие формы зависимости, различные субкультуры и т.п.), возникает риск социально и нравственно «прогореть». Прохождение кризиса идентичности либо способствует обретению «взрослой идентичности», либо вызывает задержки в развитии, если возникают осложнения.
Субкультура эмо
Неформалов стали определять по различным внешним характеристикам: одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль, с помощью которых подростки отгораживаются от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.
Можно встретить тинэйджеров, у которых всегда грустные лица. Глаза густо подведены черным карандашом. Они носят черно-розовую одежду и рваные челки, скошенные набок. Мальчики красят ногти и волосы в черный цвет и худеют до неприличия, а девочки носят смешные заколки и ободки в горошек и футболки с мультяшным Губкой Бобом. Это целая субкультура с загадочным названием «эмо».
Странное слово из трех букв произошло от английского emotion – «эмоции». Это термин, обозначающий вид хардкор-музыки. Характеризуется сильными эмоциями вокалиста и хаотичностью во время исполнения. Нетрудно догадаться, что выражение эмоций – главное правило приверженцев этой субкультуры. Часто эмо – ранимый, депрессивный подросток, своей чувствительностью и непосредственностью напоминающий ребенка. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви. Именно поэтому они и называют себя эмо-кидами.
Атрибуты эмо
• Грустный вид.
• Анорексичная худоба.
• Рваная косая челка, прямые черные волосы.
• Подведенные черным карандашом глаза.
• Пирсинг, особенно на лице.
• Губы светлого цвета (красят тональным кремом под цвет кожи).
• Ногти черного цвета.
• Розово-черная одежда с двухцветными узорами (розовый означает радостные моменты, отрицание связи эмо с готической субкультурой и приближение к поп-панку; черный – депрессию, несчастье, отверженность).
• Футболка с разломленными сердцами, черепами и перекрещенными пистолетами.
• Кеды, узкие джинсы.
• Россыпь значков на одежде или сумке.
• Очки в широкой оправе.
• Ошейник, блестящие заколки, ободки, яркие браслеты на руках, крупные яркие бусы.
• Наушники в ушах.
• Мягкие игрушки на сумке.
Мировоззрение эмо
Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. С одной стороны для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать все три компонента – это и есть основная суть эмо. Но позитивные эмоции так же, как и индивидуальность, не забываются, а ценятся. С другой стороны, ощущая сложность окружающего мира и испытывая нехватку любви и понимания, представитель эмо-культуры выражает боль, которую испытывает каждый. Эмоциональность эмо-кидов так значительна благодаря частым проявлениям крайностей: горя и счастья, грусти и радости. Именно эта особенность выделяет «эмо» на фоне других субкультур, как правило, отражающих не более одного крайнего настроения. Эмо-кид свойственно часто кардинально менять настроение. Апатия, спокойствие, уравновешенность – это точно не про них. Кому-то своим грустным субтильным видом эмо могут напомнить готов. Но эмо-киды не тусуются на кладбищах, не пьют кровь и не мечтают о смерти. Эмо выступают за торжество жизни во всех ее проявлениях.
Самое главное их стремление – найти большую чистую любовь. Влюбившись, они отдаются всепоглощающему чувству не хуже, чем Ромео и Джульетта. Но не дай бог, если окажется, что они ошиблись и этот человек не настоящая вторая половинка! Страданиям эмо-кидов не будет предела, ближайшие часы они посвятят размышлениям о несовершенстве всего нашего мира. Но это не навсегда: помучившись пару дней, они с гордо поднятой головой устремляются к дальнейшему поиску.
Тру-эмо (истинные эмо, от англ. truth – «правда», «истина») могут всплакнуть под грустный мотив, но никогда не будут делать из этого шоу. У эмо-кидов, как ни странно, немало элементов здорового образа жизни: эмо-киды никогда не употребляют допинг, воздерживаются от случайных половых связей да к тому же вегетарианцы. Обсуждают такие важные вопросы, как злые родители, запрещающие сделать татуировку, или жестокий мир, не понимающий их тонкой натуры.
Музыка эмо
Особенно сильные эмоции вызывает у эмо-кидов музыка. Она заставляет трепетать их нежные, ранимые сердца так сильно, что нередко вызывает слезы на глазах. Музыкальное эмо – направление, которое начало свое существование в 1980-х годах на Западе. Трудно сказать, какие конкретно стили включает в себя эта музыка: хард-кор, инди, панк-рок, эмо вайоленс, френч скримо. Сейчас уже и не поймешь, кто изобрел эмо-кор. Тем не менее эмо-песню можно узнать из тысячи. Душераздирающие тексты о несчастной любви, несправедливости, жестокости и насилии, и все это сопровождается плачем, стонами, визгом, надрывным шепотом. My Chemical Romance, From First to Last, Yage, From Autumn to Ashes – несомненные представители этого стиля. В 1994 году вышел первый дебютный диск группы Sunny Day Real Estate «Diary». Благодаря этому альбому эмо стал наиболее слушаемым стилем музыки.
В ходе занятия предлагается послушать несколько отрывков из разных эмо-песен (например, группы «Оригами»).
Тру-эмо не так-то много. Большинство подростков «клюют» на модные тряпки и пищат от восторга, узнав, что им идут косые челки. А услышав, что это называется красивым словом эмо, незамедлительно провозглашают себя таковыми. Наверное, поэтому эмо-культура не только привлекла многочисленных модников, но и нажила кучу врагов. Многие не задумываются над истинным смыслом эмо. А в первую очередь это означает быть собой и не стесняться своих действий, эмоций и желаний. Главное кредо эмо-кидов – стремиться к переживанию ярких и чистых эмоций и к их выражению.
Словарь эмо
• Эмо-кид – человек, принадлежащий к эмо-культуре.
• Тру-эмо – настоящий эмо.
• Скрим – пронзительный вопль, крик. Особая фишка эмо-групп.
• sxe – сокращение от straight edge, пропаганда здорового образа жизни.
• bang-bang – звук от выстрела пистолета (одна из любимых фраз эмо-кидов).
• Снэпы – браслеты на руках из резинок и проводов.
• Тоннели – круглые дырки в ушах, а также сережки, вставленные в них, пустые внутри.
• Плаги – сережки без дырок, вставленные в тоннели.
• Слипы – тряпичные тапочки в ромбик или другой рисунок.
Психологи считают, что комплекс эмо имеет глубокие социальные корни. Сейчас в России силен культ успешности человека, общественное развитие направлено на благополучие, престиж. Популярность субкультуры эмо вызвана ее откровенным протестом против мажорных тенденций.
Субкультура готов
Слово гот в крупных городах уже не вызывает удивления. Пик популярности культуры готов пришелся на 2002 год, и первые представители движения были чаще всего людьми начитанными. Сейчас же движение стало прибежищем подростков, которым нечем занять вечер среды и субботы. Именно в это время готы собираются на Чистопрудном бульваре столицы – в сердце российской «готики».
Ветераны готической тусовки морщатся: движение потеряло свою изначальную элитарность. Но эксперты убеждены: никакой эксклюзивности не было и в помине. Готы – субкультура искусственная, основной целью ее создания были меркантильные интересы музыкальных продюсеров. Когда постпанк и постхэви-металл исчерпали себя, стиль был преобразован в готику. Отличительная черта ее – не столько философия, сколько внешние атрибуты, кстати, требующие солидных денежных затрат.
Атрибуты готов:
• Длинные черные волосы, подбритые виски и брови.
• Цветные линзы, имитирующие волчьи или кошачьи зрачки.
• Любая одежда черного цвета – корсеты, сетчатые колготки и ошейники с шипами.
• Платья и сюртуки Викторианской эпохи, винтажные (старинные) кружевные рубашки.
• Оккультная символика.
• Музыку готы слушают соответствующую – готик-рок, где высокий женский вокал сочетается с мужским рыком.
Мировоззрение готов
Один из принципов готики гласит, что настоящий день может стать последним днем твоей жизни, потому и прожить его нужно соответственно, то есть максимально депрессивно. В отличие от эмо-кидов, готов не назовешь приверженцами здорового образа жизни. Умереть молодым – голубая мечта каждого гота. В этом они очень похожи на своих прадедушек и прабабушек: в начале ХХ века тоже был в моде мистицизм. Да и одевались и гримировались тогдашние юные мистики похоже.
Подросткам всегда были свойственны мысли о смерти. Раскрашивая лица в мертвенно-бледный цвет, одеваясь в черные одежды, они как бы играют в смерть. Для большинства такая игра заканчивается с течением времени, но особо впечатлительные могут заиграться, и тогда без помощи психологов и даже психиатров их бывает трудно вернуть к нормальной жизни. С особой нежностью готы относятся к кладбищам, где по ночам декламируют стихи, пьют абсент и пугают сторожей.
Субкультура – зеркало общества
Увлеченность ребенка какой бы то ни было субкультурой в целом не несет в себе ничего плохого: с одной стороны, он становится частью группы, которая защищает его от враждебности взрослого общества. С другой стороны, выделяется из серой массы «непросвещенных» сверстников. Однако мрачность, которая свойственна множеству современных субкультур, говорит не только о бунтарском духе молодежи. Все эти «дети в черном» – показатель духовного нездоровья общества. Наш взрослый мир не интересуется миром подростков, не прилагает усилий, чтобы их понять. Вот молодежь и берет инициативу в свои руки.
Новые молодежные культуры хотя и отличаются друг от друга по внешнему виду и музыкальным интересам, схожи в главном – невеселом взгляде на жизнь. Умные взрослые уже увидели в этом явлении вызов обществу потребления и развлечений. Опасно ли это? Каждый решает сам.