сайт учителя русского языка и литературы Скороходовой Елены Николаевны
жизненный девиз: «Помогая другому взобраться на гору, вы и сами приближаетесь к вершине»
Опыты | Октябрь 25, 2011,14:40
Стихотворение К.К.Случевского «Статуя» написано в рамках поэтики знакового узнавания, поэтики клишированных мотивных комплексов. Оно как будто активизирует читательское внимание, отсылая его к произведениям, написанным ранее.
«Статуя» Случевского перекликается, а тем самым и отсылает нас, сразу к нескольким произведениям М.Ю.Лермонтова. Это и стихотворение «Русалка», и «Умирающий гладиатор».
Еще в самом начале стихотворения «Статуя» Случевский отсылает нас к «Умирающему гладиатору»:
Над ним молодой гладиатор:
Он ранен в тяжелом бою…
А уже в следующей строфе появляется русалка, которая практически идентична русалке Лермонтова. Это хорошо видно, если сравнить строфу Случевского:
И видят полночные звезды
И шепчут двурогой луне,
Как холоден к ней гладиатор
В своем заколдованном сне.
И Лермонтова:
Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит - и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!
Лермонтовские стихи имеют связь и между собой: и в «Русалке», и в «Умирающем гладиаторе» мы можем заметить некую мелодию грусти, это кроткое страдание, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету (у русалки – витязю, у гладиатора – родине и семье).
Опыты | Октябрь 25, 2011,14:38
В 1928 году А.С.Пушкин пишет свое стихотворение «Воспоминание», а полвека спустя, в 1888 году, А.А.Фет пишет «В полуночной тиши бессонницы моей…», используя при этом пушкинское произведение как предтекст. Оба стихотворения можно назвать философскими, в них присутствует ночной колорит лирического повествования, где атмосфера ночи способствует углубленному познанию мира и себя. Их также объединяют следующие черты:
Данные лирические произведения представляют собою некую исповедь. Поэты как бы оглядываются в свое прошлое, сравнивая свои идеалы юности с идеалами настоящего.
У Пушкина соотношение «я сейчас» и «мои идеалы прошлого» не совпадают, о чем мы можем судить по следующим строкам:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю…
Из чего делаем вывод, что идеалы прошлого и настоящего у Пушкина представляют собой некое столкновение противоположных сил, интересов.
Фет же, наоборот, в последней строфе пишет:
Их снова ищет взор из-под усталых вежд,
Мольба к ним тщетная стремится,
И прежний фимиам несбыточных надежд
У ног их всё еще дымится.
Получается, что идеалы прошлого и идеалы настоящего находятся между собой в гармонии («Стоят владычицы на прежней высоте…»).
Таким образом, А.А.Фет отсылает нас к проблеме поднятой А.С.Пушкиным, но при этом дает ее субъективное восприятие.
Работа студентки 3 курса 4 группы Скороходовой Людмилы