сайт учителя русского языка и литературы Скороходовой Елены Николаевны
жизненный девиз: «Помогая другому взобраться на гору, вы и сами приближаетесь к вершине»
Методическая копилка | Февраль 12, 2012,20:19
"Технология анализа поэтического текста"
Пояснительная записка
Элективные курсы (курсы по выбору) - играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных потребностей и склонностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. По значению выделяют несколько типов элективных курсов:
Элективный курс "Технология анализа поэтического текста" относится к курсам первого и четвертого типов, является комплексным.
Цель данного курса:
Развивать образное мышление учащихся и их творческие способности, приобщать школьников к культурным, гуманистическим ценностям, в ряду которых не последнее место занимает мировая поэзия.
Задачи курса:
Учащиеся должны приобрести более глубокое представление о следующих понятиях, необходимых для анализа поэтического произведения:
-художественная форма и содержание;
-ключевые образы;
-образная система поэтического произведения;
-художественное оформление образа;
-ритмическая организация стиха;
-интонационный строй стихотворения
В процессе анализа поэтического произведения учащиеся должны сформировать умения использовать литературоведческие понятия для выявления авторского отношения к изображаемому и для выражения своего собственного, личностного восприятия и оценки данного поэтического произведения
Элективный курс предназначен для более систематизированного, углубленного и развернутого изучения понятий литературоведения с целью их применения для анализа поэтического текста. На примере анализа произведений разных авторов 19-20вв. демонстрируются приемы работы с художественным текстом и приобщения школьников к красоте поэтического слова.
Данная технология анализа поэтического текста требует преимущественного внимания именно к его художественной форме: к структуре образной системы стихотворения, к полисемантизму, то есть многозначности ключевых слов текста, взаимодействию этих множественных смыслов и рожденных ими ассоциаций, к ритмической, звуковой организации стиха и т.д.. Такой разнонаправленный анализ формы позволит глубже понять содержание, постигнуть произведение во всей его сложности и многозначности.
Организационно курс состоит из двух блоков, первый из которых (Особенности стихотворной речи), как показывает практика, является для обучающихся более сложным при анализе поэтического произведения. Изучаемый в этом блоке теоретический материал, закрепленный практическими занятиями с использованием знакомых учащимся произведений, позволит глубже и полнее воспринять поэтический текст во всем богатстве его содержания и насладиться прелестью его звучания.
Содержание курса
1. Жизнь стиха. Как читать и понимать стихи (Особенности стихотворной речи)
Стихи и проза. Отличие стихотворной речи от прозаической. Художественные задачи, стоящие перед поэтом и прозаиком. Ритмическая (ритмизированная) проза (А.Белый "Петербург"). Поэзия, ее соотнесение со стихом и литературным языком. Поэзия и лирика. Тематическое подразделение лирики (политическая, пейзажная, философская, любовная, лирика дружбы и т.д).. Формы лирики. Образ-переживание. Содержание лирического переживания. Лирическое переживание и непосредственное впечатление автора. Образ лирического героя. Личность поэта и лирический герой. Создание образа лирического героя. Лирический персонаж, разновидности (группы) лирического персонажа. Лиро-эпические жанры. Смысл и форма стихотворения. Стиховые единицы - строфа и строка. Ритм стиха. Стопа. Пиррихий. Спондей. Паузы в стихе. Паузы-словоразделы. Значение словораздела в поэтических произведениях. Цезура. Перенос, его роль в поэтическом произведении. Слово в стихе, его подчеркнутость, выделенность, особая выразительность. Тоническая система стихосложения. Дольник Верлибр (свободный стих). Звук и стих. Разнообразие фонетического построения стиха: звуковой повтор в начале строки (единоначатие), повторы в стихе согласных звуков (аллитерация), повторение гласных в стихе (ассонанс). Клаузулы и рифмы. Типы строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен),шестистишие (секстина), четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа).
2. Основные приемы и принципы анализа поэтического текста
Современные подходы к анализу поэтического текста. Различение понятий "первичное эмоциональное восприятие", "анализ" и "интерпретация". Что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию). Виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др. Поэтапное составление алгоритма анализа: первичное восприятие текста, ассоциации, которые вызывают у нас образы данного текста, выстраивание ассоциативных образных цепочек, выявление авторской позиции, обращение к художественным деталям, синтаксическим особенностям, звуковой организации и т.п.; сопоставление с другими произведениями того же автора, рассмотрение текста в контексте мировой литературы Анализ произведений русской поэзии в хронологической и художественной последовательности: романтическое двоемирие в стихотворении В.Жуковского "Вечер". Образ свободы и воли в поэзии А.С.Пушкина. Многообразие их художественного воплощения Сопоставительный анализ стихотворений "Узник" и "Монастырь на Казбеке". Семантика понятий свободы и воли у А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Сопоставительный анализ стихотворений "Монастырь на Казбеке" и малоизвестного стихотворения М.Ю.Лермонтова "Крест на скале". Мотивы одиночества и бунтарства в романтическом мире М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений "Утес", "Узник", "Желанье" (общие мотивы, образы, основополагающие признаки его художественного мира). Философия природы и ее художественное воплощение в поэзии Ф.И.Тютчева. Дисгармоничность художественного мира поэта. Философия стихотворения "Сны" (Тютчев и Державин). Мир красоты и гармонии в поэзии А.Фета: "На стоге сена ночью южной", "Уснуло озеро", "Шепот, робкое дыханье…". Музыка стиха А.Фета, значение интонации, звукописи в достижении поэтического эффекта. Реалистическая система поэзии Н.А.Некрасова. Многозначность образа и точность словоупотребления. Романтическое двоемирие и реалистический образ: сопоставительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова "Я рано встал, недолги были сборы…" и стихотворения В.А.Жуковского "Пилигрим". Заключение. Повторение пройденного.
Весь текст программы здесь Программа элективного курса
Следующая | Предыдущая | Комментарии (0)
Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.