сайт учителя русского языка и литературы Скороходовой Елены Николаевны
жизненный девиз: «Помогая другому взобраться на гору, вы и сами приближаетесь к вершине»
Урок русского языка | Ноябрь 19, 2012,16:26
№ 1. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания.
Мощё__ая булыжником дорога прорезала по длине деревню; (в) право, неп__д__лёку, она скрывалась за п__в__ротом, (в) лево - уходила по деревя__ому мосту через (не) широкую речку.
С моста скво__ прозрачную воду проглядывалось осв__щё__ое солнцем пе__аное дно; поблескивая серебр__ыми чешуйками, стайки рыб беззаботно гуляли скользили и бе__порядочно сновали (во) всех направлениях; огромный чёрно__зелёный рак, шевеля дли__ыми усами и оставляя за собой
тон__нькие бороздки , переползал от одного берега к другому.
Шагах в семид__сяти ниже по т__чению, стоя по пояс в воде, сосредоточенно возились трое бойцов-гранатомё__иков.
№ 2. Поставьте значок ударения в словах:
Баловать - балую - балуешь;
звонить - звоню - звонишь;
повторить - повторю - повторишь.
№ 3. Замените данные примеры предложениями с причастными оборотами.
1. На столе стояла маленькая керосиновая лампа и освещала только середину комнаты. -
2. Дима начал читать наизусть стихотворение и не сумел его закончить. -
№ 4. Найдите ошибки в использовании причастных оборотов и исправьте их.
1. Маршировавшие казаки по дороге не давали никому ни пройти ни проехать в город.
2. Когда тает снег, образуются бурные потоки и весело журчавшие ручейки, которые несутся по оврагам к реке.
№ 5. Вставьте -Н- или -НН-.
Ю__ость, листве__ица, исти__ый, Вселе__ая, бездо__ый, дли__ый, ржа__ой, скоше__ый, асфальтирова__ый,
гружё__ый, ране__ый, одновреме__о, медле__о, окраше__ы, мороже__ое, кова__ый.
Урок русского языка | Ноябрь 19, 2012,16:19
Выполните задания теста, ответы принимаю до 25 ноября.
Тест по теме "Фонетика"
Укажите верный вариант ответа
1. В слове объявление
а) 5 букв; в) 11 букв;
б) 9 букв; г) 10 букв.
2. В слове букварь
а) 8 звуков; в) 2 звука;
б) 6 звуков; г) 7 звуков.
3. В слове морская
а) 2 слога; в) 3 слога;
б) 5 слогов; г) 4 слога.
4. Буква Я обозначает два звука в слове:
а) клякса; в) ягуар;
б) шляпа; г) тряпка.
5. Буква Е обозначает два звука:
а) веревка; в) ветка;
б) платье; г) карамель.
6. Звуковой состав совпадает в словах:
а) поёт – поэт; в) леса – лиса;
б) стал – сталь; г) шест – шесть.
7. Написание совпадает с произношением:
а) счастье; в) сбиться;
б) сарай; г) чувства.
8. Количество букв не соответствует количеству звуков:
а) чайка; в) воробей;
б) дверь; г) якорь.
9. Количество гласных звуков в русском языке:
а) 10; в) 5;
б) 6; г) 11;
10. Звуков [О] в данном предложении
Звонят во все колокола.
а) 0 ; б) 1; в) 5; г) 4.
11. Звуков [У] в данном предложении
Два брюшка, четыре ушка.
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
Найдите и укажите несколько вариантов ответа.
12. Написание безударного гласного не совпадает с произношением:
а) парта; в) гора; д) трава;
б) вода; г) живот; е) сугроб.
13. Написание парных согласных не совпадает с произношением:
а) снег; в) домик; д) васильки;
б) дятел; г) дорожка; е) медведь.
14. Найдите трехсложные слова с ударением на втором слоге:
а) карнавал; в) малина; д) ежевика;
б) виноград; г) воробушек; е) работа.
Урок литературы | Ноябрь 19, 2012,09:39
План анализа
Урок литературы | Ноябрь 19, 2012,09:35
В стихотворении… (автор, название) говорится о…
В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.
Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…
Стихотворение можно разделить на…части, так как…
Композиционно стихотворение делится на…части.
Звучание стихотворения определяет…ритм.
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….
Поэт хочет запечатлеть словами….
Для создания настроения автор использует…. С помощью…автор создает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ.
Урок литературы | Ноябрь 19, 2012,09:34
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да — благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становится смыслом для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо).
6. Роль последней строки. Какие слова, которыми он может закончить стихотворение, представляются поэту особенно значимыми.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения.
13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада).
14. Литературное направление, если можно определить.
15. Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон).
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.
Урок литературы | Ноябрь 19, 2012,09:31
План разбора лирического стихотворения
1. Дата написания.
2. Реально-биографический и фактический комментарий.
3. Жанровое своеобразие.
4. Идейное содержание:
5. Ведущая тема.
6. Основная мысль.
7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
9. Преобладание общественных или личных интонаций.
10. Структура стихотворения. Сопоставление и развитие основных словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации, по умозаключению.
11. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором (метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза).
12. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание).
13. Основные особенности ритмики (тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест).
14. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
15. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, “онегинская” строфа).
16. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
Лингвистическая разминка | Ноябрь 18, 2012,11:02
Задача № 1 (автор И.Б.Иткин)
Даны русские прилагательные с суффиксами -н(ый), -н(ий), -шн(ый), -шн(ий): арбузный, барабанный, ватный, верхний, вечерний, винный, внешний, вчерашний, доминошный, задний, зряшный, карандашный, киношный, крайний, летний, медный, новогодний, нынешний, осенний, передний, послезавтрашний, тогдашний, хвойный, шоколадный, янтарный.
1. Сформулируйте правила употребления каждого из суффиксов.
2. Добавьте к этому списку слово соседний. Согласуется ли употребление суффикса -н(ий) в этом прилагательном с вашими правилами? Если нет, внесите в них необходимые уточнения.
3. Подумайте, от какого слова образовано прилагательное домашний?
4. Попробуйте определить, как раньше выглядело в русском языке слово там.
Решение задачи № 1
1. Разделим все имеющиеся в задаче прилагательные на четыре группы в зависимости от того, какой суффикс в них содержится. Сделать это легко: нужно только не забыть, что в слове карандашный выделяют не суффикс -шн(ый), а корень -карандаш- и суффикс -н(ый).
Прилагательные |
|||
на -н(ый) |
на -н(ий) |
на -шн(ий) |
на -шн(ый) |
арбузный |
осенний |
послезавтрашний |
доминошный |
В третьей и четвертой колонке в отличие от первой и второй суффиксы начинаются на -ш. Кроме того, во второй и третьей колонке согласный н в суффиксе мягкий, а в первой и четвертой – твердый. От чего же зависят эти различия?
По смыслу прилагательные третьей и четвертой групп явно не имеют между собой ничего общего; можно предположить, что согласный ш появляется в словах, образованных от определенных основ. Некоторые прилагательные на -шн(ый) и -шн(ий) образованы от наречий (послезавтра, вне, ныне, вчера, тогда, зря), а некоторые – от несклоняемых существительных (домино, кино). Эти два класса слов опять-таки никак не связаны между собой по смыслу, но их объединяет то, что и у одних, и у других существительных основа оканчивается на гласный. В то же время все прилагательные из двух первых колонок образованы от обычных склоняемых существительных (арбуз, вино, осень и т.д.), у которых основа оканчивается на согласный.
Напротив, у слов и словосочетаний, от которых образованы прилагательные из второй и третьей колонок, значения во многом сходны: все они обозначают либо пространство (например, край, верх, вне), либо время (например, Новый год, вечер, тогда). Для слов, от которых образованы прилагательные первой и четвертой групп, общее значение указать довольно сложно, но во всяком случае ни одно из них не обозначает ни пространство, ни время. Таким образом, правила употребления всех четырех суффиксов установлены.
2. Прилагательное соседний отличается от всех уже известных прилагательных с суффиксом -н(ий) тем, что слово сосед, от которого оно образовано, не обозначает ни пространства, ни времени. В то же время само слово соседний имеет пространственное значение: оно означает не 'принадлежащий соседу' – этот смысл в русском языке выражают с помощью прилагательного соседский, – а 'находящийся рядом, по соседству' (кстати, буквальное значение слова сосед – 'тот, кто сидит рядом'). Поэтому можно сказать, что суффиксы -н(ий) и -шн(ий) используются в относительных прилагательных с временным и пространственным значением, а суффиксы -н(ый) и -шн(ый) – в прилагательных, не имеющих такого значения.
3. То, что в прилагательном домашний есть суффикс -шн(ий), однозначно свидетельствует: оно образовано не от существительного дом, а от какого-то неизменяемого слова. Несложно догадаться, что таким словом может быть только наречие дома.
4. Установить, как раньше выглядело в русском языке слово там, очевидно, можно с помощью анализа образованного от него прилагательного тамошний. В этом слове выделите суффикс -шн(ий), который присоединяется к неизменяемым словам, оканчивающимся на гласный. При отбрасывании суффикса остается часть тамо-. Возможно, именно как тамо выглядело в прошлом наречие там.
Связь лингвистики с математикой отражают задачи на обозначение чисел в языках мира.
Подготовка к ЕГЭ | Ноябрь 18, 2012,00:12
Нравственные проблемы (духовность)
Текст №1
(1) Все про это говорят, и никто не знает, что это значит. (2) Во всяком случае, я не знала. (3) Говорила, как все: у человека должен быть богатый внутренний мир. (4) И еще: духовное богатство. (5) Но если бы меня спросили, как я понимаю эти привычные слова, не нашлась бы, что тут ответить. (6) Внутренний мир – это книги, музыка, интерес к театру, понимание природы, любовь к поэзии, вообще к искусству – так я думала.
(7) И получалось: полный, интересный внутренний мир бывает только у образованных, даже высокообразованных людей. (8) Но жизненный опыт не подтверждал этого. (9) Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такое понимание человеческой психологии, такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдешь в самой образованной среде. (10) Городской мальчишка, приехавший на отдых в деревню, казалось, ничем, кроме футбола, не интересовался. (11) Но однажды вечером он, загадочно улыбаясь, повел меня на берег реки. (12) Усевшись на поваленное дерево, мы молчали, и я недоумевала: зачем он меня сюда привел? (13) Солнце торопливо катилось к закату, за рекой ложился туман – из тумана вдруг послышались звуки. (14) Я не сразу поняла: это был рожок. (15) Древний пастушеский рожок – почти забытое искусство. (16) Мы слушали молча, лицо мальчика выражало терпеливое ожидание. (17) И вот солнце коснулось складок тумана, было мгновение – все вокруг озарилось фантастическим светом. (18) Глаза мальчика заблестели. (19) Он смотрел и смотрел и слушал – не знаю, что запомнилось мне острее: последние секунды дня, заходящее сквозь туман солнце и далекие звуки рожка – или вдохновенное лицо мальчика.
(20) Когда я читала в книгах о Левине, слышавшем, как растет травка, или о Печорене, растворяющем свою мятежную душу в дикой кавказской прмроде, я думала это люди особенные, необыкновенные. (21) С годами поняла: каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу.
(Н. Долинина)
Задание.
1. Написать вступление и заключение к сочинению по данной теме.
2. Прочитать рассказы В. Шукшина для литературного комментария к теме: «Верую!», «До третьих петухов» , «Чудик», «Мастер», «Космос, нервная система и шмат сала» , «Микроскоп».
Текст №2
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)
Воспитательная работа | Ноябрь 05, 2012,14:40
"Школьная страна"
Концерт ко Дню учителя
1. С праздником, родная школа!
Дома нет для нас родней,
Мы сегодня очень рады
Все: Поздравлять учителей!
2. Вспомним свой первый школьный урок,
Кто в новый мир шагнуть вам помог?
Все: Учитель!
3. Кто научил писать в тетрадь,
Во всем тебе стал помогать?
Все: Учитель!
4. Кто подставлял свое плечо
И защищал так горячо?
Все: Учитель!
1. Кто вас лишь доброму учил
Всегда во всем примером был?
Все: Учитель!
2. Кто беспокоился о нас
Как сдаст экзамен жизни класс?
Все Учитель!
3. Кого весь век благодарим,
Делиться радостью хотим?
Ответьте разом все скорей…
Все: Мы дорогих учителей!
4. Самых умных, самых добрых, Тех, кто стали нам родными, милыми и дорогими!
1. Мы, ученики второй школы, от всего сердца поздравляем весь педагогический коллектив нашей. Будьте всегда здоровы, счастливы и успешны! С праздником, с днем учителей! Для вас звучит песня «Посвящение учителю», исполняет Анна КоростинА, 10 класс
Песня «Посвящение учителю» Анна К.
Саша: Слово предоставляется директору нашей школы Р.А. Булыгиной
Саша: Слово предоставляется Мотовиловой Нине Владимировне
«Танго» Морозова Ульяна, Меновщикова Ольга
2 ведущий Учитель – профессия нелегкая. А ведь были учителя и в Древней Руси. И им тоже не всегда было просто с учениками.
Сценка на День учителя – Илья Муромец не против математики
Учитель: Садись Илья Муромец, и палицу свою со стола убери.
Ученик: (Садится)
Учитель: Итак, начнем урок, Зовут меня Василиса премудрая. Сегодня на уроке математики мы научимся считать. Представь, что у Змея Горыныча было 3 головы, ему отрубили две, сколько осталось?
Ученик: Пять
Учитель: Почему пять?
Ученик: Потому, что у него вместо одной сразу две отрастает.
Учитель: Ну допустим не выросли, победили Змея Горыныча, отрубили три из трех, сколько голов осталось?
Ученик: Одна
Учитель: Почему?
Ученик: Потому, что утка вылетит из Змея Горыныча.
Учитель: Илья у тебе какой следующий урок?
Ученик: Физкультура
Учитель: Иди, с этим уроком ты справился.
Танец 5А класс
2 ведущий: Танец для вас исполнили ученицы 5А класса. Поздравить наших учителей спешат самые маленькие наши ученики начального звена
Песня «Друзья» 4А класс
Танец 2б и 3а классы
Частушки 4А класс
Песня 2А класс «Ладошки»
2 ведущий: Сегодня в нашем зале присутствуют гости, учителя нашей школы, ветераны. Интересно, а смогут ли они сейчас без подготовки дать ответ на самые разные вопросы:
— Вспомните, в каком платье Вы пришли на свой первый урок?
— Посчитайте, сколько у Вас было выпусков?
— А можете ли Вы посчитать всех Ваших учеников?
— Помните ли Вы имя мальчика Вашего первого выпуска, который сидел за правой партой среднего ряда и постоянно задавал Вам каверзные вопросы?
- Ваш идеал ученика.
- Ваши пожелания другим учителям.
- Каково самое большое учительское счастье?
4 ведущий: Ну вот, мы и не сомневались, что наши педагоги всегда на высоте! А еще мы выяснили, чего вы достигли. А достигли Вы:
— уважения друзей и коллег по работе;
— всеобщей любви родственников;
— хорошо поставленного голоса;
— умения составлять нужные и ненужные бумаги-документы;
— способности не спать по ночам, готовясь к урокам и проверяя тетради;
— умения всегда элегантно выглядеть.
1ведущий: А я, кажется, догадываюсь, чего хотят наши педагоги.
— отыскать причину — почему ученики не все знают?
— попасть на премьеру в театр;
— вырастить небывалый урожай в саду;
- наконец-то перечитать любимую книжку и посмотреть интересный сериал.
Анна, Влад «Вечная любовь»
1. Сегодня на наш праздник пришли поздравить наших учителей родители. Слово предоставляется Елене Алексеевне Луканиной.
3. День Учителя - самое время пообещать учителям всего того, чего они так ждут от своих учеников (от имени всех обучающихся клятва учеников 6Б класса)
Учителей сегодня поздравляя,
Хотим пообещать на год вперед
С усердием учиться вплоть до мая
И лишних Вам не доставлять хлопот.
Торжественно клянемся перед вами,
Что будем мы учить все «от» и «до»,
Пятерки завоюем мы трудами,
А не по принципу «вот это повезло!».
Клянемся не прогуливать занятия,
Клянемся в туалетах не курить,
Клянемся вам не портить показатели
Чтоб Вы смогли, прибавку получить.
Клянемся также быть всегда активными
В общественных и значимых делах.
Олимпиаду выиграть спортивную,
Весной субботник провести в кустах.
Клянемся уважать ваш труд нелегкий,
И никогда не будет по-другому,
Ведь нас ведете в путь такой далекий
Дорогой знаний к аттестату выпускному.
Ульяна: Для вас, дорогие учителя, звучит «Журавлиная песня» Анна К.
Стихотворение А. Банникова «Учителям»
Удачи вам - дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни - как в клетку, другие - как в храм!
Удачи вам, занятые делами,
Которых не завершить всё равно,
Накрепко скованные кандалами
Инструкций и окриков из РОНО.
Удачи вам, по-разному мыслящие,
С затеями и без всяких затей,
Любящие и ненавидящие
Этих, будь они трижды, детей...
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля, -
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться,
И только после этого стать!
В нём будет мудрость талантливо дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле...
Учитель - профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
Роберт Рождественский
А.Леготин, Н. Храмова «Романс» (гитара)
1 ведущий
Если бы не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
2-й ведущий.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы.
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен,
Потому нам так и дорого
Имя нашего учителя.
3-й ведущий: Каких только испытаний не готовит учителю беспокойная жизнь! Нехватка денег, избыток работы, радость от успехов учеников, слезы от незаслуженной обиды, усталость от бесконечной суеты и «второе дыхание» от вовремя сказанного доброго слова. И сегодня мы хотим сказать вам очень много добрых, искренних слов любви, уважения, благодарности, потому что чаще всего забываем это делать каждый день.
1-й ведущий.
Как бы жизнь ни летела,
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья детей.
2-й ведущий.
Как бы ни было трудно,
Выстой, веру храня,
В нежность нового утра,
В доблесть нового дня,
3-й ведущий.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело —Тем живешь на земле.
4 ведущий
Счастье – это мир, а не война,
Это моря тёплая волна,
Это мир волшебный, полный грёз,
Это аромат родных берёз.
Счастье – это след оставить на земле,
Повторив себя в ученике.
1 ведущий: Вот и подошла к завершению наша встреча. Мы еще раз от всей души поздравляем всех учителей с праздником.
Воспитательная работа | Ноябрь 05, 2012,14:37
Анкета
для изучения характера отношений между педагогами и родителями
Уважаемые родители!
Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших учеников – Ваших детей.
Да Не совсем Нет (нужное подчеркните)
2. Доверяете ли Вы классному руководителю?
Да Не совсем Нет (нужное подчеркните)
3.Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?
Доброжелательные Равнодушные
Неприязненные Конфликтные
(нужное подчеркните)
4. Есть ли единство педагогических требований у Вас и педагогов к Вашему ребенку?
Да Не совсем Нет (нужное подчеркните)
5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у Вас дома в текущем году?
6. Какова была цель визита?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Обстановка в семье непосредственно после визита учителя.
Спокойная беседа родителя с ребенком. Ребенка похвалили.
Ребенка поругали. Ребенка наказали.
Конфликт между родителями.
(нужное подчеркните)
Другое (допишите)____________________________________________________________
8. Посещаете ли Вы родительские собрания?
Регулярно Иногда Нет (нужное подчеркните)
Если не посещаете, то почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Помогают ли родительские собрания в воспитании Вашего ребенка?
Да Не совсем Нет (нужное подчеркните)
10. Какие особенности в характере и поведении Вашего ребенка Вас больше всего волнуют?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Назовите 3-4 личностных и профессиональных качества учителя, которые, с Вашей точки зрения, являются основными для высокого авторитета учителя среди обучающихся и родителей.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписывать анкету не обязательно.
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!
КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?
(тест-игра)
Попросите членов семьи отметить те фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? 2
2. Посоветуй мне, пожалуйста. 2
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! 1
4. И в кого ты только уродился! 2
5. Какие у тебя замечательные друзья. 1
6. Ну на кого ты похож (а)! 2
7. Я в твоё время! 2
8. Ты моя опора и помощник (ца)! 1
9. Ну что за друзья у тебя! 2
10. О чём ты только думаешь! 2
11. Какая же ты у меня умница! 1
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
13. У всех дети как дети, а ты? 2
14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! 1
Теперь подсчитайте количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намёк на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.
7 – 8 баллов - вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас.
Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9 – 10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не
всегда с вами откровенен. Его развитие подтверждено влиянию
случайных обстоятельств.
11 – 12 баллов – вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него
авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие
вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13 – 14 баллов – вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и
ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять
ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам!
Подготовка к ЕГЭ | Ноябрь 05, 2012,14:34
Аргументы к теме.
Честь - бесчестие. Верность - предательство
1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством.
2) Проплавленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обостренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отказался принимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на улицу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с тиранией, мракобесием.
2) Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жал кой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от подпольщиков сведения и был расстрелян.
3) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть.
4) Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум - генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение.
5) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запутанные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.
6) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.
7) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!»
8) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдать ся. Положение осажденных было отчаянным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площади, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам пришлось снять осаду.
9) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Однажды маленькая девочка потерялась и попросила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страшно!» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха.
10) О майоре Дмитрии Островерхове писали многие газеты.
В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через несколько секунд произойдет непоправимое, Дмитрий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал - не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера - жена и годовалая дочка.
11) Во время покушения на царя Александра 11 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр -2 получил смертельное ранение.
12) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя.
13) Английский спортсмен Кроухерст решил принять участие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необходимого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил переждать основное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше остальных. Когда, казалось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, на рушив законы чести, и он покончил жизнь самоубийством.
14) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки – длинный и изогнутый. Оказывает ся, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивaeт личинок. Этот пример показывает, что даже в дикой при роде многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романтиками, а реально существующие чувства, обусловленныe самой жизнью.
15) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно голодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил.
16) Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жадность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он понимает, что потерял уважением своих соплеменников. и спешит вымолить у них прощение.
17) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью.
18) Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие страны начались долгие переговоры о мире, то испанцы потребовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мореплавателем, оправдывая свое предательство заботой о благе государства.
19) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трамвай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несогласных, а целый народ, спаянный ненавистью к захватчикам.
20) Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку команды, подарили «Тойоту» последней модели. Он попросил выплатить ему стоимость автомобиля и разделил деньги между всеми членами команды.
21) Известного революционера Г. Котовского за разбои при говорили к смертной казни через повешение. Судьба этого не заурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопотать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжественно пообещал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена.
материал взят из пособия "В. Н. Александров, О. И. Александрова Энциклопедия аргументов"
Подготовка к ЕГЭ | Ноябрь 05, 2012,14:31
Исходный текст
(1) В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2) Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему : «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
(6) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7) Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13 ) От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14) Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу (15) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. 16) Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17) Отец спросил, сколько осталось до райцентра (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил : «Какой я дурак!» (19) Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20) Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21) Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь.
(22) Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.
(25) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27) Он взял меня на руки и прижал к себе. (28) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
(29) Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31) А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.
(32) ...Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать. (По Н. Аксёновой)
Алгоритм написания сочинения- рассуждения по русскому языку ( С1)
1 |
Вступление |
Почему мы не всегда понимаем наших родителей? Почему стыдимся проявления их глубоких чувств к нам? |
2 |
Постановка проблемы |
В своем тексте Н.Аксенова поднимает проблему непонимания детьми самоотверженной родительской любви. |
3 |
Комментарий к поставленной проблеме |
Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена. Не зря ее относят к разряду «вечных». Трудны взаимоотношения родителей и детей, когда последние не понимают, а зачастую и не хотят понять и принять близких такими, какие они есть. |
4 |
Позиция автора |
Автор с горечью отмечает, что очень часто дети проявляют душевную черствость, даже жестокость по отношению к самым родным и любящим людям. Героиня текста ведет себя «подчёркнуто холодно» со своим отцом, стыдится его. Самого близкого человека называет «этот нелепый человек с красным носом», «клоун с дурацкой гармошкой». Героиня, жалея саму себя, вынуждена нести «тяжкий крест отцовской несуразности». Н.Аксенова считает, что без осознания ценности родительской любви невозможно достичь понимания. |
5 |
Собственная позиция |
Я полностью согласна с автором текста. Родители часто страдают от того, что мы отдаляемся от них, не доверяем свои мысли, обижаем невниманием. Осознание родительской самоотверженной любви приходит иногда слишком поздно, когда уже нельзя попросить прощения и улыбнуться в ответ. Это чувство раскаяния испытано героиней текста: «Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать». И дети выросшей героини рассказа с недоумением смотрят на нее, не понимая свою мать. |
6 |
Аргумент |
Память обычно сохраняет счастливые и радостные моменты жизни. Мне приятно вспоминать улыбающиеся лица своих родителей, думать об этом, писать. Но я знаю, что мой отец не забудет резких слов, которые я говорила ему много раз, я знаю, что моя мама остро переживает из-за перепадов моего настроения. Мои родители любят меня всем сердцем, терпеливо перенося трудности моего взросления. |
7 |
Литературный аргумент |
Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и Л.Н.Толстой, и И.С.Тургенев, и А.С.Пушкин. Я же хочу обратиться к пьесе А.Вампилова «Старший сын», где автор показывает отношение детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам. Отец все молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человеку- отцу. Его вмешательство помогает пережить тяжелый период в отношениях детей к близкому человеку. «Вы все – мои самые лучшие дети»,- растроганно говорит отец, обнимая и «старшего сына». |
8 |
Заключение |
Как важно вовремя сказать о своей любви к самым родным людям, как важно задержаться на миг, чтобы подарить улыбку маме, теплые слова папе… Мы должны относиться к своим родителям так, чтобы не жалеть и не раскаиваться, как героиня текста, когда будет поздно. Для этого недостаточно послушания и уважения, для этого необходима наша бескорыстная и самоотверженная любовь |
Подготовка к ЕГЭ | Ноябрь 05, 2012,14:30
Сочинение необходимо писать по определенному плану.
1 |
Вступление |
2 |
Постановка проблемы |
3 |
Комментарий к поставленной проблеме |
4 |
Позиция автора |
5 |
Собственная позиция |
6 |
Аргумент |
7 |
Литературный аргумент |
8 |
Заключение |
Готовимся к ГИА | Ноябрь 05, 2012,14:20
Виды вступлений и заключений к сочинению по русскому языку
1.Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.
Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М .Веллер.
2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.
Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.
3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.
Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье.
4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.
Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л.Павлова.
5. Цитата.
«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.
6. Лирическое вступление.
Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.
7. Краткая справка о писателе.
М. Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.
8.Определение темы текста.
Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.
9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.
В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.
10. Заглавие, которое можно дать тексту.
Заклятые друзья природы- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.
11. Связь с современностью.
В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.
12.Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.
Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка- это часть нашей культуры.
13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.
В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.
Советую прочитать | Ноябрь 05, 2012,14:15
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ |
|
1. Проблема чести и совести 2. Проблема непобедимости хамства 3. Проблема проявления наглости, нахальства, грубости людей по отношению друг к другу 4. Проблема определения сущности хамства 5. Проблема человеческого благородства 6. Проблема чуткости и бездушия 7. Проблема одиночества 8. Проблема совести и ответственности человека за свои поступки 9. Проблема чести и достоинства 10. Проблема самоуважения 11. Проблема активной жизненной позиции 12. Проблема истинной любви и дружбы 13. Проблема самоотдачи в отношениях с любимым человеком 14. Проблема героизма и самопожертвования 15. Проблема отношения человека к своему делу 16. Проблема отношений с другими людьми 17. Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми» 18. Проблема формальных связей 19. Проблема человеческой памяти 20. Проблема подвига 21. Проблема долга и ответственности за жизнь другого человека 22. Проблема самооценки личности 23. Проблема силы человеческого духа 24. Проблема отношения общества к знаменитостям 25. Проблема национального характера 26. Проблема памяти о прожитых испытаниях 27.Проблема способности человека к сочувствию 28. Проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку 29. Проблема человеческих взаимоотношений 30. Проблема определения сущности ревности 31. Проблема соотношения любви и ревности 32. Проблема преодоления ревности 33. Проблема становления и крушения любви 34. Проблема трагического одиночества человека, избравшего для себя путь беззаветного служения делу» 35. Проблема верности долгу 36. Проблема нравственных возможностей человека 37. Проблема взаимоотношений личности и коллектива 38. Проблема истинной дружбы 39. Проблема нравственного выбора человека 40. Проблема возмездия 41. Проблема ценности личности 42. Проблема любви 43. Проблема памяти |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н.Толстой «Война и мир» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков «Собачье сердце» И.С.Тургенев «Отцы и дети» И.А.Бунин цикл «Тёмные аллеи» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» А.П.Чехов «Вишневый сад» М.А.Шолохов «Судьба человека» М.А.Шолохов «Тихий Дон» И.А.Бунин «Холодная осень» А.П.Чехов «Дом с мезонином», «О любви» «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Душечка» А.Н.Островский «Гроза», «Бесприданница» А.С.Пушкин «Пиковая дама» Л.Н.Толстой «После бала» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» А.С.Пушкин «Борис Годунов» В.Г.Распутин «Деньги для Марии» А.С.Пушкин «Медный всадник» А.И.Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет» А.А.Блок «Двенадцать»
|