сайт учителя русского языка и литературы Скороходовой Елены Николаевны
жизненный девиз: «Помогая другому взобраться на гору, вы и сами приближаетесь к вершине»
Подготовка к ЕГЭ | Ноябрь 19, 2012,16:46
В данном материале содержится «Банк» аргументов из художественной и публицистической литературы, который поможет вам подобрать литературный комментарий при написании части С ЕГЭ.
Книги, представленные в "Банке аргументов", будут заданы для самостоятельного прочтения летом. Читать начинайте уже на зимних каникулах.
Подготовка к ЕГЭ | Ноябрь 19, 2012,16:41
Книга В. Н. Александрова и О. И. Александровой "Энциклопедия аргументов" поможет выпускнику качественно подготовиться к написанию ЕГЭ части С.
Энциклопедия аргументов содержит несколько тематических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:
1. Проблемы
2. Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать
3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочинения)
4. Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.
Возможно, кого-то смутит очевидное тождество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь любая общественная проблема, в конечном счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, на пример, о необходимости беречь природу, мы должны говорить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека.
Книгу можно скачать здесь
Урок русского языка | Ноябрь 19, 2012,16:26
№ 1. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания.
Мощё__ая булыжником дорога прорезала по длине деревню; (в) право, неп__д__лёку, она скрывалась за п__в__ротом, (в) лево - уходила по деревя__ому мосту через (не) широкую речку.
С моста скво__ прозрачную воду проглядывалось осв__щё__ое солнцем пе__аное дно; поблескивая серебр__ыми чешуйками, стайки рыб беззаботно гуляли скользили и бе__порядочно сновали (во) всех направлениях; огромный чёрно__зелёный рак, шевеля дли__ыми усами и оставляя за собой
тон__нькие бороздки , переползал от одного берега к другому.
Шагах в семид__сяти ниже по т__чению, стоя по пояс в воде, сосредоточенно возились трое бойцов-гранатомё__иков.
№ 2. Поставьте значок ударения в словах:
Баловать - балую - балуешь;
звонить - звоню - звонишь;
повторить - повторю - повторишь.
№ 3. Замените данные примеры предложениями с причастными оборотами.
1. На столе стояла маленькая керосиновая лампа и освещала только середину комнаты. -
2. Дима начал читать наизусть стихотворение и не сумел его закончить. -
№ 4. Найдите ошибки в использовании причастных оборотов и исправьте их.
1. Маршировавшие казаки по дороге не давали никому ни пройти ни проехать в город.
2. Когда тает снег, образуются бурные потоки и весело журчавшие ручейки, которые несутся по оврагам к реке.
№ 5. Вставьте -Н- или -НН-.
Ю__ость, листве__ица, исти__ый, Вселе__ая, бездо__ый, дли__ый, ржа__ой, скоше__ый, асфальтирова__ый,
гружё__ый, ране__ый, одновреме__о, медле__о, окраше__ы, мороже__ое, кова__ый.
Урок русского языка | Ноябрь 19, 2012,16:19
Выполните задания теста, ответы принимаю до 25 ноября.
Тест по теме "Фонетика"
Укажите верный вариант ответа
1. В слове объявление
а) 5 букв; в) 11 букв;
б) 9 букв; г) 10 букв.
2. В слове букварь
а) 8 звуков; в) 2 звука;
б) 6 звуков; г) 7 звуков.
3. В слове морская
а) 2 слога; в) 3 слога;
б) 5 слогов; г) 4 слога.
4. Буква Я обозначает два звука в слове:
а) клякса; в) ягуар;
б) шляпа; г) тряпка.
5. Буква Е обозначает два звука:
а) веревка; в) ветка;
б) платье; г) карамель.
6. Звуковой состав совпадает в словах:
а) поёт – поэт; в) леса – лиса;
б) стал – сталь; г) шест – шесть.
7. Написание совпадает с произношением:
а) счастье; в) сбиться;
б) сарай; г) чувства.
8. Количество букв не соответствует количеству звуков:
а) чайка; в) воробей;
б) дверь; г) якорь.
9. Количество гласных звуков в русском языке:
а) 10; в) 5;
б) 6; г) 11;
10. Звуков [О] в данном предложении
Звонят во все колокола.
а) 0 ; б) 1; в) 5; г) 4.
11. Звуков [У] в данном предложении
Два брюшка, четыре ушка.
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
Найдите и укажите несколько вариантов ответа.
12. Написание безударного гласного не совпадает с произношением:
а) парта; в) гора; д) трава;
б) вода; г) живот; е) сугроб.
13. Написание парных согласных не совпадает с произношением:
а) снег; в) домик; д) васильки;
б) дятел; г) дорожка; е) медведь.
14. Найдите трехсложные слова с ударением на втором слоге:
а) карнавал; в) малина; д) ежевика;
б) виноград; г) воробушек; е) работа.
Урок литературы | Ноябрь 19, 2012,09:39
План анализа
Урок литературы | Ноябрь 19, 2012,09:35
В стихотворении… (автор, название) говорится о…
В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…
В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.
Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…
Стихотворение можно разделить на…части, так как…
Композиционно стихотворение делится на…части.
Звучание стихотворения определяет…ритм.
Короткие (длинные) строки подчеркивают…
В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….
Поэт хочет запечатлеть словами….
Для создания настроения автор использует…. С помощью…автор создает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ.
Урок литературы | Ноябрь 19, 2012,09:34
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да — благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становится смыслом для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо).
6. Роль последней строки. Какие слова, которыми он может закончить стихотворение, представляются поэту особенно значимыми.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения.
13. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада).
14. Литературное направление, если можно определить.
15. Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон).
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.
Урок литературы | Ноябрь 19, 2012,09:31
План разбора лирического стихотворения
1. Дата написания.
2. Реально-биографический и фактический комментарий.
3. Жанровое своеобразие.
4. Идейное содержание:
5. Ведущая тема.
6. Основная мысль.
7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
9. Преобладание общественных или личных интонаций.
10. Структура стихотворения. Сопоставление и развитие основных словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации, по умозаключению.
11. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором (метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза).
12. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание).
13. Основные особенности ритмики (тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест).
14. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
15. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, “онегинская” строфа).
16. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.